Перейти к сводной странице темы "Координация потоков мощности в развитых электрических сетях"

КРОСС-ТРАНСФОРМАТОРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПОТОКОВ ПЕРЕДАЧИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ В СЕТЯХ 110-765 КВ И ЕЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

А.В. Кулаков. РАО "ЕЭС России"

М.В. Ольшванг. ВЭИ, Москва.

Д.А. Савкин. Независимый Институт Исследования Энергетических Рынков (НИИЭР), Москва

Одной из стратегических задач отечественной электроэнергетики является развитие основной системообразующей сети России и СНГ. Для совершенствования системообразующей сети институтом НИИЭР предлагается кросс-трансформаторная технология оптимизации потокораспределения (КТТ) – широкое применение в структуре сети кросс-трансформаторов для управления путями потоков транспортирования энергии без размыкания ветвей сети.

Кросс-трансформатор (КТ) – однобаковый трехфазный трансформатор по схеме "сосна", без переключения ответвлений, - простое, дешевое и надежное устройство фазового сдвига. Установлено, что устройства фазового сдвига наиболее адекватны задаче управления потоками в развитой сети.

Целью управления путями потоков может быть оптимизация потокораспределения по тем или иным критериям: минимуму потерь в сети или на отдельных ее участках, максимальной пропускной способности группы линий, надежности работы энергосистемы, запасу устойчивости и т.д.. Управление предназначено для действия в фиксированной сети, где заданы сетевая конфигурация, параметры линий электропередачи, узлы подключения автотрансформаторов связи, генераторов и нагрузок также с заданными параметрами.

ОТ ПРОДОЛЬНО-ПОПЕРЕЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ К КТТ

Сети класса напряжения 110 – 765 кВ существенно неоднородны. Показатель неоднородности развитой сети определяется, в основном, степенью различия в сечениях проводов линий, входящих в замкнутые контуры сети. Воздушные линии современных сетей класса 110 – 765 кВ выполнены сталеалюминевыми проводами с эффективным сечением 70 – 2900 мм2. Поэтому показатель неоднородности таких сетей достигает 10 – 15.

Следствием неоднородности сечений проводов является проблема неадекватного распределения транспортных потоков в сетях, когда даже в тщательно выверенных диспетчерскими службами режимах максимальных нагрузок практически все мощные линии недогружаются, часть среднемощных линий работает на пределе пропускной способности, а многочисленные маломощные линии нижнего уровня вынужденно размыкаются во избежание их перегрузки транспортными транзитными потоками активной мощности.

В трехслойных и более сложных развитых сетях 110-220-500 кВ и 110-33-750 кВ неоднородность сечений проводов линий приводит к недопустимо большим транспортным потокам в сетях среднего и нижнего уровней - до 45 % от суммарных потоков. Вследствие этого потери на передачу электроэнергии в сетях среднего и нижнего уровней составляют до 70% суммарных потерь на ее передачу во всей развитой сети. Необходимо очистить средние и нижние слои сети от неадекватных транспортных потоков, перебросив этих потоки в верхний слой сети.

Еще в начале 70-х годов ХХ века энергетики России установили, что в силу физических причин в развитых сетях 110-765 кВ пути потоков не оптимальны и требуются специальные средства для их улучшения[1]. Последующие оценки показали, что в трехслойных и более сложных развитых сетях 110-220-500 кВ и 110-330-750 кВ наблюдаются чрезмерно большие транспортные потоки в средних и нижнем слоях сети - до 45 % от суммарных потоков. Вследствие этого потери на транспортирование электроэнергии в этих слоях составляют до 70% суммарных потерь.

Для улучшения потокораспределения рассматривалось использование фазосдвигающих трансформаторов (ФСТ) [2,3]. Но технология их оказалась сложной. Взамен были разработаны трансформаторные агрегаты с продольно-поперечным регулированием (ППР) [1, 4, 5] и предложена широкомасштабная программа их применения.

Реализация программы натолкнулась на трудности принципиального порядка: нейтраль трансформаторов в сверхвысоковольтных сетях должна быть заземлена; несколько РПН регулировочных трансформаторов снижает надежность и быстродействие всего трансформаторного агрегата, использование автотрансформатора связи сетей в составе агрегата ППР лишает технолога возможности включать ФСТ в нужные для оптимизации ветви схемы. Это привело к практическому ограничению применения ППР восемью подстанциями 750/330 кВ. И при этом число единиц трансформаторного оборудования чрезмерно велико (см. графу 3 табл. 1).

В сетях 220 – 500 кВ нейтрали автотрансформаторов повсеместно заземлены и поэтому агрегаты ППР вообще не могут применяться. Их отсутствие должна восполнить КТТ.

Ее назначение состоит в очищении сетей от неадекватных транспортных потоков путем перевода этих потоков из среднего и нижнего слоев в магистральные линии верхнего слоя. Для этого разработаны специальные однобаковые фазосдвигающие трансформаторы, названные кросс-трансформаторами (КТ).

В отличие от агрегатов продольно-поперечного регулирования КТ не имеют устройств для плавного регулирования напряжения, но предполагают работу со ступенчатым переключением, обеспечиваемым дополнительными выключателями.

В развитых многослойных сетях СВН кросс-трансформаторы устанавливаются в точках пересечения межслоевого потока через автотрансформатор связи и транспортных потоков нижележащего слоя. Вследствие того, что потоковые напряжения трансформируются из вышележащих в нижележащие слои сети, нижние транспортные потоки задаются потоковыми напряжениями линий вышележащего слоя. Поэтому требуется установить столько кросс-трансформаторов на подстанции, сколько независимых линий верхнего слоя отходит от нее.

Угол фазового сдвига каждого из кросс-трансформаторов определяется потоковым напряжением соответствующей линии верхнего слоя. В случае, если величины углов смежных кросс-трансформаторов близки между собой, целесообразно заменить два и более кросс-трансформаторов одним.

Выполненные проектными и исследовательскими институтами расчеты сетей с кросс-трансформаторами показали эффективность изложенной технологии. На очереди ее освоение проектными институтами и внедрение Федеральной сетевой компанией. Московский Электрозавод ждет заказов на головные образцы КТ по выданным НИИЭР в начале 2002 г. техническим требованиям

СЕТЕВОЙ ЭФФЕКТ КТТ

Типы сетей по обеспечению средствами регулирования модуля коэффициента трансформации и его фазового угла приведены в табл. 1. Там же даны особенности устройств регулирования по числу единиц оборудования, быстродействию, настройке на ведущий режим сети.

Таблица 1

СЕТИ С РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРАНСФОРМАЦИИ И ФАЗОВОГО УГЛА

 

 

 

 

 

 

 

Сети с группами трансформаторов в нейтрали для ППР и автотрансформаторами с переключением без возбуждения

Сети с фазосдвигающими трансформаторами (ФСТ) и автотрансформаторами с РПН в средней точке

Сети с автотрансформаторами с РПН в средней точке, но без ФСТ и кросс-трансформаторов

Сети с кросс-трансформаторами (КТ) и автотрансформаторами с РПН в средней точке

Характеристики сетей

1

2

3

4

1.Сети классов напряжения 750 – 330 кВ или

765 – 345 кВ

Действуют ограниченно в России и Украине

Действуют в Канаде и США

Действуют в Канаде и США

Предложены НИИЭР для широкого применения в сетях 750 – 330 кВ и 765 – 345 кВ

2. Сети классов напряжения 500 - 220, 400-230, 275-110, 330-110, 220-110 кВ

Не применяются

Применяются, но редко в энергосистемах Запада

Широко применяются в энергосистемах Запада и СНГ

Предложены НИИЭР для широкого применения в сетях 500 -110 кВ

3. Число единиц оборудования на трансформацию,

регулировочных трансформаторов / автотрансформаторов

6 / 3

или

9 / 3

2 / 3

или

2 / 1

3

или

1

1 / 3

или

1 / 1

4. Быстродействующее изменение фазы для повышения динамической устойчивости

Невозможно

Невозможно

Невозможно

Можно применить, но требуется дополнительное обоснование

5. Изменение фазы малыми ступенями –

1 – 1,5 градуса

Возможно, но не применяется

Применяется

Невозможно

Невозможно

6. Изменение фазы большими ступенями –

4 – 8 градусов

Невозможно

Невозможно

Невозможно

Возможно, но требуется дополнительное обоснование

7. Предпочтительная настройка сети по фазовым углам на ведущий режим максимальных нагрузок

Не применяется ввиду недостатка устройств фазового сдвига

Не применяется ввиду недостатка устройств фазового сдвига

Не применяется ввиду отсутствия устройств фазового сдвига

Рекомендуется как оптимальная по совокупности показателей экономичности и надежности.

Из характеристик сетей табл.1 следует, что кросс-трансформаторная технология существенно повышает "гибкость" сети в целом. Одновременно КТТ делает настройку сети адекватной наиболее важному режиму - режиму максимальных нагрузок. Состояние сети при естественном потокораспределении, по существу, адекватно гипотетическому режиму сети без транспортных потоков; поскольку с появлением транспортных потоков наблюдается их неоптимальное распределение: относительные потери на транспортирование электроэнергии в нижних слоях сети во много раз превышают таковые в верхнем слое.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТРОЙСТВ УПРАВЛЕНИЯ ФАЗОВЫМ УГЛОМ

В отличие от агрегатов продольно-поперечного регулирования КТ не имеют устройств для плавного регулирования напряжения, но предполагают работу со ступенчатым переключением, обеспечиваемым дополнительными выключателями.

Конструкция и характеристики ФСТ отражены в [6, 7, 8], а КТ - в [9]. Следует отметить, что представленные в [8] варианты схем относятся только к сетям 35 кВ и ниже, так как нейтрали устройств не заземлены.

Таблица 2

Сопоставление кросс-трансформатора и ФСТ

Вид трансформатора

Кросс-трансформатор КТ258

Фазосдвигающий трансформатор с РПН

Относительная величина поперечной ЭДС

0,141

1

Угол фазового сдвига, гр.

8,09

40

Проходная мощность, МВА

500

Электромагнитная мощность, МВА

52

681

Собственное сопротивление, Ом

14,2

35

Относительная стоимость активных материалов

1

13

Относительная цена

1

10

В табл. 2 сопоставляются кросс-трансформатор для Костромской ГРЭС типа КТ258 и типовой немецкий фазосдвигающий трансформатор, который также может быть установлен на Костромской ГРЭС.

Отсутствие РПН, рациональные электрическая и конструктивная схемы, и малый угол сдвига (по данным расчета установившегося режима это оптимальный угол) позволили на порядок снизить расход активных материалов и цену КТ относительно ФСТ.

Влияние на загрузку сетей 220 и 110 кВ Ивановской и Ярославской областей транспортными и распределительными потоками можно проследить по семейству кривых потерь в этих регионах, приведенному на рис. 1.

Кривые1, 2 соответствуют изменению нагрузки в Ярославле и Иванове. Узлы сети, к которым подключены эти нагрузки, являются транзитными узлами сетей 220 и 110 кВ Ярославской и Ивановской энергосистем. К тому же они приближены к Костромской энергосистеме и потому мало влияют на транспортные потоки в сетях Яр и Ив. В результате эти нагрузки создают в слоях сети 220 и 110 кВ воронкообразные распределительные потоки, которые мало влияют на величины наиболее значительных полных потоков в этих системах. Поэтому изменение этих нагрузок оказывает сравнительно малое влияние на суммарные потери в сетях Ярэнерго и Ивэнерго.

Кривые 3, 4, 5, 6 соответствуют изменению потоков в тех же сетях при перераспределении транспортных потоков с помощью кросс-трансформатора типа КТ258, включенного последовательно с автотрансформатором между шинами 220 и 500 кВ Костромской ГРЭС. Кривые 3 и 4 получены при изменении только угла, кривые 5 и 6 – при одновременном изменении двух его параметров – угла и сопротивления. Эти изменения существенно влияют на величины транспортных потоков, и следовательно, на величины наиболее значительных потоков в сетях Яр и Ив. Поэтому их влияние на суммарные потери в 5-10 раз превышают влияние нагрузок Ярославля и Иваново.

ДОСТОИНСТВА КРОСС-ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Исследования последних лет позволили упростить и конкретизировать физическую картину влияния сетевой неоднородности. Выявлена ключевая роль слоевой структуры сети. С помощью сферических векторных диаграмм узловых напряжений и анализа структуры потоков выделены транспортные и распределительные потоки, а также установлена роль автотрансформаторов связи в распределении потоковых напряжений линий, относящихся к разным слоям сети. В частности, применив устройства фазового сдвига, можно не только частично компенсировать потоковые напряжения, но и полностью. При частичной компенсации устанавливается такое потокораспределение, при котором относительные потери от транспортирования энергии по каждому из слоев многослойной сети будут равны, а суммарные потери – минимальны. При полной компенсации потокового напряжения линии верхнего слоя эта линия работает в сети подобно линии электропередачи постоянного тока. Такой режим работы назовем режимом выделенной передачи.

В таблице 3 сопоставляются по стоимости варианты достижения сетевых эффектов, аналогичных создаваемых КТ на Костромской ГРЭС.

В третей строке рассматривается указанный эффект выделенной передачи. Следует отметить, что для работы в режиме выделенной передаче потребуется два или три дополнительных кросс-трансформатора типа КТ258 на участке сети 220 кВ в сторону Урала, коммутируемых в зависимости от величины потока по выделенной ВЛ500.

ТАБЛИЦА 3

ИНДЕКС СТОИМОСТИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВАРИАНТОВ ОТНОСИТЕЛЬНО КТТ

 

Строительство дополнительных ЛЭП 500 кВ

на Урал, Владимир и Москву

Строительство дополнительных ЛЭП 500 кВ

на Урал, Вологду, Владимир и Москву

Строительство дополнительных ЛЭП 220 кВ

на Урал, Вологду, Владимир и Москву

Строительство пикового газотурбинного блока расчетной мощностью 10 МВт

Преобразование ЛЭП 500 кВ от Костромской ГРЭС на Урал в передачу постоянного тока

 

1

2

3

4

5

1. Устранение “пробок”, создаваемых перегрузкой участков линий 220 кВ потоками из сети 500 кВ

~102

~102

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

2. Двукратная, в среднем, разгрузка линий 220 и 110 кВ от транспортных потоков

~102

Обеспечивается частично

~102

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

3. Использование ЛЭП 500кВ на Урал в режиме выделенной передачи

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

~10

4. Настройка примыкающих к Костромской ГРЭС сетей 500, 220, 110 кВ на режим максимальных нагрузок

~102

Обеспечивается не полностью

~102,

с дополнительным расширением сети 500 кВ

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

5. Общее повышение надежности сетей в окрестности Костромской ГРЭС и улучшения условий диспетчеризации за счет освобождения сетей 220 и 110 кВ от неадекватных транспортных потоков

~102

Обеспечивается не полностью

~102

~ 50

Обеспечивается частично

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

6. Снижение суммарных потерь в примыкающих к Костромской ГРЭС сетях 500, 220, 110 кВ в 1,5 раза

~102

Обеспечивается не полностью

~102

с дополнительным усилением сети 500кВ

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

Практически не обеспечивается

7. Создание условий для замыкания ранее вынужденно разомкнутых линий в сети 110 кВ

То же

То же

То же

То же

То же

Из данных табл.3 видно, что альтернативные варианты на порядок и даже на два порядка дороже базового варианта КТТ. Обладая одной или двумя его характеристиками, не обладают остальными.

ОСОБЕННОСТИ КТТ В УСЛОВИЯХ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Кросс-трансформаторная технология оптимизации потокораспределения дает особенно существенный экономический эффект, будучи примененной к развитым сетям в условиях свободного конкурентного рынка электроэнергии, действующего в территориально развитых энергосистемах с сетями трех и более классов напряжения. Именно такой энергосистемой должна стать единая система России и стран СНГ

Рынок энергии ставит две задачи по усовершенствованию сетей 110-750 кВ:

  1. Очищение многослойных участков сетей от неадекватных транспортных потоков.
  2. Перераспределение потоков в магистральных электропередачах с целью расширения пропускной способности сети за счет подключения дополнительных путей потоков параллельно естественным путям на направлении от наиболее дешевых производителей энергии к наиболее емким и быстро развивающимся потребителям.

Обе эти задачи могут быть решены с помощью кросс-трансформаторной технологии.

Распределение узлов сети ОДУ Урала, в которых вынужденно увеличены узловые цены в связи с ограничением суммарного потока по сечению питающих узлы линий представлено на рис. 2. Учтены узлы с номинальным напряжением 220 и 110 кВ.

На рис. 3 приведен пример распределения узловых наценок в один из 90-х годов в Калифорнии [10] Дисбаланс спроса и предложения здесь наблюдался всего 100 часов.

Государственной структурой, контролирующей рынок, устанавливается так называемая маргинальная цена для каждого узла с ограничением мощности нагрузки. Она образуется путем добавления узловой наценки к общей равновесной цене, полученной без учета ограничений перетоков. Превышение маргинальной цены над общей равновесной ценой определяется необходимостью накопления средств на устранение ограничений потоков к узлу.

Величина накопления зависит от стоимости модернизации сети, снимающей ограничения потоков к критическим узлам. Из таблицы 3 следует, что строительство кросс-подстанции на два порядка дешевле альтернативных вариантов.

 

Основной эффект, который должно дать применение КТТ в условиях свободного рынка электроэнергии, состоит в существенном расширении зон минимальных рисков для заключения фьючерсных и форвардных договоров, сокращения числа узлов с противоречием между объемом спроса и предложения и числа часов, когда эти противоречия возникают. Этот эффект является следствием очищения развитых сетей от неадекватных транспортных потоков.

Следует отметить, что "неадекватность потоков" с позиций рынка отличается от таковой при оптимизации потоков по критерию минимума потерь или при применении КТТ для создания выделенной передачи в верхнем слое сети.

УМЕНЬШЕНИЕ ПОТЕРЬ И ОКУПАЕМОСТЬ КРОСС -ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ

Однако, не следует связывать внедрение КТТ с судьбой рынка электроэнергии.

Рассмотрим, как быстро проданные промышленным предприятиям на действующем федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ) энергосбережения окупят расходы на кросс-подстанцию?

Затраты на изготовление и ввод в эксплуатацию головного образца на Костромской ГРЭС представлены в табл.4.

Таблица 4

За траты по годам на головной образец КТ и первую кросс-подстанцию, тыс. рублей

Разработка заданий

Рабочая документация

Изготовление и поставка

Наладка и ввод в эксплуатацию

Эксплуатация, первый год

Всего на разработку, поставку и год окупаемости

3, 4 кв. 2003, 2004

2005

2006

2007

2008

960

2880

28800

12800

1000

46440

Возврат инвестиций начнется в 2008 г.

Как показали расчеты ВЭИ и ВНИИЭ потери в сети снизятся на 10, 9 МВт при расчетной длительности 4500 часов в год. С учетом роста цен на ФОРЭМ были определены цена продажи для промышленности в 2008 г. Использована квадратичная регрессия по 4 точкам

среднегодовых цен в 2000-2003 гг., причем увеличение цены 2003 г принято в четырех вариантах: а =1,206 (увеличение 2002 г.); 0.98а; 0,96а и 0,94 а. Результаты расчетов даны на рис.4.

 

 

Для оценки окупаемости принят третий вариант, по которому в 2003 г. цена у промышленного потребителя на ФОРЭМ будет 1, 267 руб./кВтч и с него будет получено за год 62150 тыс. руб.. Это в 1,34 раза превышает итоговые затраты (табл. 4)

ВЫВОДЫ

  1. Кросс-трансформаторную технологию оптимизации потоков при широком включении в структуру сети кросс трансформаторов с целью переноса транзитных потоков активной мощности из маломощных линий в магистральные уместно рассматривать как приспособление структуры развитой сети к режимам максимальных нагрузок.
  2. Естественная структура сети фактически приспособлена к режимам малых нагрузок, в которых с затратами на вынужденное транспортирование энергии по невыгодным путям можно не считаться.

  3. Предложенная Технология существенно повышает гибкость развитых сетей 110-765 кВ.
  4. В условиях рынка Технология эффективно помогает решить проблему узловых цен, а также предельно увеличить пропускные способности критических сечений.
  5. Рекомендованные для Технологии кросс-трансформаторы по экономичности и надежности существенно превосходят применяемые за рубежом двухбаковые фазосдвигающие трансформаторы и ограниченно используемые в отечественной практике агрегаты продольно-поперечного регулирования. Именно это позволяет широко применять трансформаторы этого типа, что требуется для полноценной реализации Технологии.
  6. Кросс-трансформаторная технология, по существу, направлена на очищение развитых сетей от неадекватных транспортных потоков. Этот вывод является результатом статистической обработки данных по современным сетям: по составу линий и по пропускной способности каждого слоя сети по трассе потока. Результаты исследования этих характеристик сетей показывают, что частичный, а во многих случаях полный перевод транспортных потоков из средних и нижних слоев в верхний слой, не приводят к существенному росту показателей загруженности линий верхнего слоя. Поэтому более уместно говорить об очищении сетей от неадекватных транспортных потоков, а не об оптимизации потокорапсределения.
  7. Таким образом, кросс-трансформаторная технология предназначена для очищения нижнего и средних слоев развитой сети от неадекватных транспортных потоков путем их перевода в относительно мало загруженный верхний слой сети. К неадекватным относятся те транспортные потоки, на величину которых потоки естественного потокораспределения превышают оптимальные потоки. Критерии оптимальности могут быть различными - минимум узлов с противоречием спроса и предложения энергии или мощности, минимум часов ограничения узловых цен, минимум потерь, минимум влияния потоков в той или иной лини верхнего слоя на потоки в нижележащих слоях. В последнем случае транспортные потоки естественного потокораспределения становятся неадекватными и должны быть практически полностью переведены в выделенную линию верхнего слоя.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мельников Н.А., Рокотян С.С., Шеренцис А.Н. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330 – 500 кВ. М.: Энергия, 1974.
  2. Lyman W.G. Controlling Power Flow with Phase Shifting Equipment.// AIEE Trans., July 1930.
  3. Homer B.W. Tap-Changing Under Load for Voltage and Phase-Angle Control.// AIEE Trans., July 1930.
  4. Ершевич В.В., Крайз А.Г., Кривушкин Л.Ф. Некоторые итоги разработки и внедрения поперечного регулирования в сетях 750/330 кВ.//Электричество. - 1982 – No 2.
  5. Френкель В.Ю., Шифрин Л.Н., Грабовская Н.М. Продольно-поперечное регулирование в мощных автотрансформаторах 750 кВ. ЭП "Аппараты высокого напряжения, трансформаторы, силовые конденсаторы", 1974, вып.11.
  6. Doll G., Engelhardt K., Harth S.T., Muller W., Pertot D., Schulzer O. - Siemens AG. Phase angle regulation with 575 MVA transformers, "Power Technology International", Sterling Publication Ltd, London W2 2YW, 1992.
  7. Sweeney R., O'donoghue P., Gaffney P., (Ireland), Stewart (United Kingdom) The specification and control of the phase shifting transformers for the enhanced interconnection between Northern Ireland and the Republic of Ireland. CIGRE 2002. 14-118.
  8. Seitlinger W. Phase Shifting Transformers Discussion of Specific Characteristics.// CIGRE,1998, No 12-306.
  9. Ольшванг М.В., Остапенко Е.И., Кузнецова Г.А., Лоханин Е.К. Ступенчато регулируемые фазосдвигающие автотрансформаторы как средство оптимизации потокораспределения в электрических сетях // Электротехника 2010 года. – М.:ВЭИ, 1997.
  10. Heffner G. Area- and Time-Specific Marginal Capacity Costs. EPRI Journel v.19, June 1994.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ ПРОДОЛЬНО-ПОПЕРЕЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ К КТТ *

СЕТЕВОЙ ЭФФЕКТ КТТ *

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТРОЙСТВ УПРАВЛЕНИЯ ФАЗОВЫМ УГЛОМ *

ДОСТОИНСТВА КРОСС-ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ *

ОСОБЕННОСТИ КТТ В УСЛОВИЯХ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ *

УМЕНЬШЕНИЕ ПОТЕРЬ И ОКУПАЕМОСТЬ КРОСС -ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ *

ВЫВОДЫ *

ЛИТЕРАТУРА *

 

Перейти к сводной странице темы "Координация потоков мощности в развитых электрических сетях"